Здесь вы можете найти наиболее актуальные и достоверные исследования по теме анализа и развития когнитивных навыков
и поведенческих компетенций
Чтобы облегчить изучение научных статей и исследований, ниже расшифрованы некоторые из часто употребляемых понятий.
Важные понятия:
В организационной психологии определено несколько видов компетенций человеческих ресурсов. Некоторые компетенции непосредственно относятся к человеку, а некоторые относятся к организации.
СИНХРОНИЗАЦИЯ
ПОНЯТИЙ
Поведенческие компетенции (Behavioral competencies)
Это индивидуальные компетенции, которые описывают поведение людей, наблюдаемое тогда, когда исполнители проявляют личные мотивы, черты характера и способности в решении задач для достижения результатов в работе.
Основные компетенции (Core competencies)
Это способности и технические знания, которые уникальны для организации. Основные компетенции отличают организацию при конкуренции: технологии, методологии, стратегии, процессы организации.
Функциональные компетенции (Functional competencies)
Это специфические для профессии компетенции, которые обеспечивают высокопроизводительные и качественные результаты для должности (например, «резервное копирование базы данных» является функциональной компетенцией).
Управленческие компетенции (Management competencies)
Это личностные и профессиональные качества, навыки, модели поведения. Руководитель, обладающий способностями отдавать распоряжения, решать конфликтные ситуации, работать в команде, делегировать полномочия и мотивировать сотрудников, сможет достичь целей в короткие сроки, если у него есть управленческий потенциал.
Организационные компетенции (Organizational competencies)
Это набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий компании эффективное решение определенных задач, ситуаций.
Технические компетенции (Technical competencies)
Владение знаниями, навыками и способностями для решения набора сходных профессиональных задач с использованием конкретной технологии.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Нейропластичность
Панель управления
Когнитивные навыки в образовании
Когнитивный тренинг
Хоть мозг и подвержен с течением времени структурным изменениям, его адаптационные функциональные возможности все равно можно совершенствовать
Источник: Park DC, Bischof GN. The aging mind: neuroplasticity in response to cognitive training. Dialogues Clin Neurosci. 2013 Mar;15(1):109-19. PubMed PMID: 23576894; PubMed Central PMCID: PMC3622463.
Нейропластичность является одной из главных фундаментальных проблем в нейронауке. Область исследования нейропластичности за последние 60 лет характеризуется выдающимися открытиями, большинство из которых связано с открытием новых биохимических (нейрохимических) механизмов
Источник: Sweatt, J.D. (2016) Neural plasticity and behavior – sixty years of conceptual advances. J. Neurochem., 139, Suppl. 2, 179–199.
Когнитивные и спортивные тренировки способствуют нейропластичности
Источник: Sweatt, J.D. (2016) Neural plasticity and behavior – sixty years of conceptual advances. J. Neurochem., 139, Suppl. 2, 179–199. PMID: 27567276.
David A. Raichlen, Pradyumna K. Bharadwaj, Megan C. Fitzhugh, Kari A. Haws, Gabrielle-Ann Torre, Theodore P. Trouard, Gene E. Alexander.
Differences in Resting State Functional Connectivity between Young Adult Endurance Athletes and Healthy Controls. Frontiers in Human Neuroscience, 2016; 10 DOI: 10.3389/fnhum.2016.00610
Источник: Teles MC, Cardoso SD, Oliveira RF. Social Plasticity Relies on Different Neuroplasticity Mechanisms across the Brain Social Decision-Making Network in Zebrafish. Front Behav Neurosci. 2016 Feb 16;10:16. doi: 10.3389/fnbeh.2016.00016. eCollection 2016. PubMed PMID: 26909029; PubMed Central PMCID: PMC4754415
Исследование показало, что когнитивная тренировка памяти приводит к нейрохимическим изменениям в медиальных височных отделах и гиппокампе согласно проведенной магнитно-резонансной спектроскопии у пожилых
Источник: Valenzuela, M. J. et al. Memory training alters hippocampal neurochemistry in healthy elderly. Neuroreport 14, 1333–1337 (2003)
Овладение новым навыком (в данной статье - жонглирование) приводит не только к функциональным, но и к структурным изменениям головного мозга. По результатам проведенных МРТ было выявлено изменения в структурах головного мозга, отвечающих за зрительно-моторную координацию
Что происходит с мозгом с течением времени
Что такое нейропластичность
Что способствует нейропластичности
Социальное поведение животных во многом зависит от механизмов нейропластичности
Нейропластичность мозга и когнитивный тренинг
Источник: Draganski, B. et al. Neuroplasticity: changes in grey matter induced by training. Nature 427, 311–2 (2004)
К чему приводит овладение новым навыком
Согласно результатам международного тестирования, организованного Международной ассоциацией по оценке успешности обучения (TIMSS-R) , выпускники учебных заведений в нашей стране имеют низкие показате­ли по умению анализировать данные, не умеют применять свои знания в ре­альных жизненных ситуациях. Эти и другие исследования обуславливают необходимость выделения новых направлений по развитию способностей будущих специалистов
Источник: (Ковалева Г.С., Краснянская К.А. Краткий отчет "Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России". -М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 2000. -С. 1-22.)
В последние года все больше исследований связано с соотношением когнитивных способностей и личностных черт, что в значительной мере определяет успешность человека как при обучении, так и в профессиональной деятельности. Односторонняя диагностика – только когнитивных способностей или только мягких навыков не дает возможности иметь полную картину о возможностях обучающего или соискателя
Источник: Heckman JJ, Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour Econ. 2012 Aug 1;19(4):451-464.
Weiszbrod T. Health care leader competencies and the relevance of emotional intelligence. Health Care Manag (Frederick). 2015 Apr-Jun;34(2):140-6. doi:10.1097/HCM.0000000000000060
Источник: (Городецкая Н.В. Развитие системного мышления студентов вуза с ис­пользованием информационных и коммуникационных технологий: Ав- тореф. дис.... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. -23 с.)
Результаты международной ассоциацией по оценке успешности обучения
Что определяет успешность человека
Ис­следование, посвященное развитию системного мышления в студенче­ском возрасте
Клинический и повседневный опыт часто показывает неразрывную связь когниций и эмоций, это подтверждено исследованиями с помощью функциональной МРТ. Было выявлено, что именно медиальная и латеральная префронтальная кора играет ключевую роль в когнитивно-эмоциональном взаимодействии
Источник: Northoff G, Heinzel A, Bermpohl F, Niese R, Pfennig A, Pascual-Leone A,
Schlaug G. Reciprocal modulation and attenuation in the prefrontal cortex: an fMRI study on emotional-cognitive interaction. Hum Brain Mapp. 2004 Mar;21(3):202-12
Было проведено исследование, в котором выделено 10 поведенческих компетенций и проведено тестирование когнитивных навыков ведущих менеджеров большого количества разных компаний.

В результате проведенных исследований компетенции разделились на 3 группы:
- наиболее связанные с когнитивными навыками
- менее связанные с когнитивными навыками
- совсем не связанные с когнитивными навыками, или даже имеющие отрицательную взаимосвязь
Такие компетенции как создание стратегического направления
и финансовая проницательность(Establishing Strategic Direction, Financial Acumen) непосредственно были взаимосвязаны
с когнитивными способностями руководителей.
Источник: Sinar E. POINT OF VIEW — COGNITIVE SKILLS IN SENIOR LEADERS
В последние года все больше иссследований связано с
соотношением когнитивных способностей и личностных черт, что в
значительной мере определяет успешность человека как при обучении,
так и в профессиональной деятельности. Односторонняя диагностика –
только когнитивных способностей, или только мягких навыков, не дает
возможности иметь полную картину о возможностях обучающего или
соискателя
Источник: Heckman JJ, Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour Econ. 2012 Aug 1;19(4):451-464.
Weiszbrod T. Health care leader competencies and the relevance of emotional intelligence. Health Care Manag (Frederick). 2015 Apr-Jun;34(2):140-6. doi:10.1097/HCM.0000000000000060.
Hsin, A., & Xie, Y. (2012). Hard Skills, Soft Skills: The Relative Roles of Cognitive and Non-cognitive Skills in Intergenerational Social Mobility.
Farkas, George. "Cognitive Skills and Noncognitive Traits and Behaviors in Stratification Processes." Annual Review of Sociology, vol. 29, 2003, pp. 541–562. JSTOR,
Источник: Daniele Durante, David B. Dunson. Bayesian Inference and Testing of Group Differences in Brain Networks. Bayesian Analysis, 2016; DOI:10.1214/16-BA1030
Prabhakaran подчеркивал, что текучий интеллект опосредован совокупностью систем рабочей памяти, поскольку ряд областей активации коры головного мозга при решении задач соответствуют областям, участвующим в поддержании рабочей памяти
Источник: Prabhakaran, Vivek, Jennifer A. L. Smith, John E. Desmond, Gary H. Glover, and John D. E. Gabrieli. 1997. "Neural Substrates of Fluid Reasoning: An FMRI Study of Neocortical Activation during Performance of the Raven's Progressive Matrices Test." Cognitive Psychology
Лидеры, использующие метод «кнута
и пряника» и активно осуществляющие контроль ошибок, а также лидеры, придерживающиеся наиболее неэффективного подхода «невмешательства», не предоставляющие обратной связи и не пытающиеся мотивировать подчиненных, понимать
и удовлетворять их потребности (не-транзакционное лидерство) обладают низким эмоциональным интеллектом. Они плохо способны определять свои
и чужие чувства и эмоциональные состояния, понимать, какие эмоции участвуют в принятии решений и разрешении проблем, управлять эмоциями и контролировать злость, стресс, фрустрацию, тревогу
Что показывает клинический и поведенческий опыт
Результаты исследований на тему поведенческих компетенций
Что определяет успешность человека
Творческое мышление
Когнитивные функции - управляющие функции
Источник: Gardner, Lisa and Con Stough. 2002. "Examining the Relationship between Leadership and Emotional Intelligence in Senior Level Managers." Leadership & Organization Development Journal
При решении творческих задач
в последнее время выделяется
не полушарная специфика, а наличие хорошей функциональной связи между полушариями. Отсюда логично сделать вывод, что тренинги на развитие межполушарного взаимодействия увеличат потенциал творческого мышления
Социальный
и эмоциональный интеллект
Согласно теоретической
и экспериментально подтвержденной модели Rahim высоко развитый социальный интеллект способствуют урегулированию конфликтов, время
от времени неизбежно возникающих
в организации. В данной модели социальный интеллект понимается как:

1) способность понимать социальные ситуации, в рамках которых конфликт возник: способность собрать информацию и сформулировать проблему, опирающаяся на навыки социального взаимодействия, позволяющие собрать информацию, необходимую для решения проблемы (situational awareness);
2) способность к адекватному принятию решений в ситуации конфликта, опирающаяся на знание ситуации (situational response);
3) когнитивная эмпатия, позволяющая эффективно выстраивать и поддерживать отношения в коллективе (знание того, что чувствует человек, о чем он думает, понимание его настроения; понимание чувств людей, передаваемых невербальными средствами; знание того, что человек чувствует на самом деле, даже если он скрывает это);
4) социальные навыки: знание того, что, когда и как сказать, чтобы быть понятым и способствовать выстраиванию и поддержанию позитивного взаимодействия с другими людьми, что дает возможность собирать необходимую для решения проблем информацию как внутри, так и вне компании, эффективно объяснять свое видение ситуации и ее решение


Источник: Rahim, Afzalur, Ismail Civelek, and Feng Helen Liang. 2018. "A Process Model of Social Intelligence and Problem-Solving Style for Conflict Management." International Journal of Conflict Management
Критическую роль в способности человека к логическому мышлению играет степень развития рабочей памяти. Grossnickle показала, что уровень развития зрительно-пространственной рабочей памяти является одним из главных предикторов индивидуальных различий наглядного мышления по аналогии по результатам теста TORR (test of relational differences)
M.Cole, разрабатывающий концепцию глобальной связности головного мозга, показал, что уровень развития текучего интеллекта (матрицы Равена) определяется степенью связности как в, так и за пределами левой лобно-теменной сети, участвующей в обеспечении когнитивного контроля
Источник: Cole, Michael W., Tal Yarkoni, Grega Repovš, Alan Anticevic, and Todd S. Braver. 2012. "Global Connectivity of Prefrontal Cortex Predicts Cognitive Control and Intelligence." Journal of Neuroscience
Источник: Prabhakaran, Vivek, Jennifer A. L. Smith, John E. Desmond, Gary H. Glover, and John D. E. Gabrieli. 1997. "Neural Substrates of Fluid Reasoning: An FMRI Study of Neocortical Activation during Performance of the Raven's Progressive Matrices Test." Cognitive Psychology
Результаты исследования Masunaga
о материале Topology test (модифицированный субтест теста интеллекта Кеттела) согласуются
с вышеприведенным исследованием
в том, что решение подобных задач требует вовлеченности лобных
и теменных долей билатерально
Источник: Masunaga, Hiromi, Ryuta Kawashima, John L. Horn, Yuko Sassa, and Atsushi Sekiguchi. 2008. "Neural Substrates of the Topology Test to Measure Fluid Reasoning: An FMRI Study." Intelligence
Несмотря на то, что мыслительная деятельность обеспечивается
билатерально и интегративно, некоторые исследователи выделяют
полушарную специфику и различные стили мышления. Например, в
классификации Харрисон выделяется 5 стилей
Теоретическая и эксперименатально подтвержденная модель Rahim
Когнитивные функции - мышление
Концепция глобальной связности головного мозга
Чем обеспечивается решения задач, требующих аналитической деятельности
Результаты исследования Masunaga
Источник: Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193)
Prabhakaran показал, что если решение задач, требующих в большей степени исключительно зрительно- пространственного мышления, обеспечивается работой правой лобной и теменными долями правого и левого полушария, то решение задач, требующих большей аналитической деятельности, обеспечивается нейронными сетями лобных долей билатерально и теменной, затылочной и височной долями левого полушария
Полушарная специфика
и различные стили мышления
Источник: Torrance E.P., Reynolds C.R., Riegel T.R., Ball O.E. Your Style of Learning
and Thinking (SOLAT). Forms A and B. – Gifted Child Quarterly. –1977. – No.
21. – Р. 564–573
Важно понимать, что это только стили мышления и они не отражают напрямую развитие или активность того, или иного полушария в процессе решения задач. Так, например при решении творческих задач, в последнее время выделяется не полушарная специфика, а наличие хорошей функциональной связи между полушариями
Источник: "Daniele Durante, David B. Dunson. Bayesian Inference and Testing of
Group Differences in Brain Networks. Bayesian Analysis, 2016; DOI: 10.1214/16-BA1030"
Пол Торренс
Стили мышления
Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:
- левополушарный, с преобладанием логики и анализа;
- правополушарный, с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;
- смешанный, когда то, или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;
- интегрированный, когда оба подхода используются одновременно
Эффективность когнитивного тренинга подтверждена с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии покоя (resting-state functional connectivity (rsFC)) у пациентов с хронической лёгкой черепно-мозговой травмой
Источник: Han K, Chapman SB, Krawczyk DC. Neuroplasticity of cognitive control networks following cognitive training for chronic traumatic brain injury. Neuroimage Clin. 2018;18:262–278. Published 2018 Jan 31. doi:10.1016/j.nicl.2018.01.030
Источник: Deng L, Cheng Y, Cao X, Feng W, Zhu H, Jiang L, Wu W, Tong S, Sun J, Li C. The effect of cognitive training on the brain's local connectivity organization in healthy older adults. Sci Rep. 2019 Jun 21;9(1):9033. doi: 10.1038/s41598-019-45463-x. PMID: 31227777; PMCID: PMC6588690
В исследовании показано, что когнитивная тренировка в домашних условиях и когнитивно бихевиоральная терапия приводят к регрессу депрессивных состояний и изменениям в управляющих функциях, в структурах префронтальной коры у пациентов
с легкими когнитивными нарушениями
Источник: Park J, Kim SE, Kim EJ, Lee BI, Jeong JH, Na HR, Choi SH, Kang DY, Park KW. Effect of 12-week home-based cognitive training on cognitive function and brain metabolism in patients with amnestic mild cognitive impairment. Clin Interv Aging. 2019 Jun 28;14:1167-1175. doi: 10.2147/CIA.S200269. PMID: 31303750; PMCID: PMC6610290
Эффективность когнитивного тренинга
Эффективность когнитивной тренировки показана у пожилых людей
Когнитивная тренировка в домашних условиях
Нейропластичность
Панель управления
Когнитивные навыки
в образовании
Когнитивный тренинг
Что происходит с мозгом с течением времени
Хоть мозг и подвержен с течением времени структурным изменениям, его адаптационные функциональные возможности все равно можно совершенствовать

Источник: Park DC, Bischof GN. The aging mind: neuroplasticity in response to cognitive training. Dialogues Clin Neurosci. 2013 Mar;15(1):109-19. PubMed PMID: 23576894; PubMed Central PMCID: PMC3622463.
Что такое нейропластичность
Нейропластичность является одной из главных фундаментальных проблем в нейронауке. Область исследования нейропластичности за последние 60 лет характеризуется выдающимися открытиями, большинство из которых связано с открытием новых биохимических (нейрохимических) механизмов

Источник: Sweatt, J.D. (2016) Neural plasticity and behavior – sixty years of conceptual advances. J. Neurochem., 139, Suppl. 2, 179–199.
Что способствует нейропластичности
Когнитивные и спортивные тренировки способствуют нейропластичности

Источник: Sweatt, J.D. (2016) Neural plasticity and behavior – sixty years of conceptual advances. J. Neurochem., 139, Suppl. 2, 179–199. PMID: 27567276.
David A. Raichlen, Pradyumna K. Bharadwaj, Megan C. Fitzhugh, Kari A. Haws, Gabrielle-Ann Torre, Theodore P. Trouard, Gene E. Alexander.
Differences in Resting State Functional Connectivity between Young Adult Endurance Athletes and Healthy Controls. Frontiers in Human Neuroscience, 2016; 10 DOI: 10.3389/fnhum.2016.00610
Социальное поведение животных во многом зависит от механизмов нейропластичности
Источник: Teles MC, Cardoso SD, Oliveira RF. Social Plasticity Relies on Different Neuroplasticity Mechanisms across the Brain Social Decision-Making Network in Zebrafish. Front Behav Neurosci. 2016 Feb 16;10:16. doi: 10.3389/fnbeh.2016.00016. eCollection 2016. PubMed PMID: 26909029; PubMed Central PMCID: PMC4754415
Нейропластичность мозга и когнитивный тренинг
Исследование показало, что когнитивная тренировка памяти приводит к нейрохимическим изменениям в медиальных височных отделах и гиппокампе согласно проведенной магнитно-резонансной спектроскопии у пожилых

Источник: Valenzuela, M. J. et al. Memory training alters hippocampal neurochemistry in healthy elderly. Neuroreport 14, 1333–1337 (2003)
К чему приводит овладение новым навыком
Овладение новым навыком (в данной статье - жонглирование) приводит не только к функциональным, но и к структурным изменениям головного мозга. По результатам проведенных МРТ было выявлено изменения в структурах головного мозга, отвечающих за зрительно-моторную координацию

Источник: Draganski, B. et al. Neuroplasticity: changes in grey matter induced by training. Nature 427, 311–2 (2004)
Результаты международной ассоциацией по оценке успешности обучения
Согласно результатам международного тестирования, организованного Международной ассоциацией по оценке успешности обучения (TIMSS-R) , выпускники учебных заведений в нашей стране имеют низкие показате­ли по умению анализировать данные, не умеют применять свои знания в ре­альных жизненных ситуациях. Эти и другие исследования обуславливают необходимость выделения новых направлений по развитию способностей будущих специалистов

Источник: (Ковалева Г.С., Краснянская К.А. Краткий отчет "Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России". -М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 2000. -С. 1-22.)
Что определяет успешность человека
В последние года все больше исследований связано с соотношением когнитивных способностей и личностных черт, что в значительной мере определяет успешность человека как при обучении, так и в профессиональной деятельности. Односторонняя диагностика – только когнитивных способностей или только мягких навыков не дает возможности иметь полную картину о возможностях обучающего или соискателя

Источник: Heckman JJ, Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour Econ. 2012 Aug 1;19(4):451-464.
Weiszbrod T. Health care leader competencies and the relevance of emotional intelligence. Health Care Manag (Frederick). 2015 Apr-Jun;34(2):140-6. doi:10.1097/HCM.0000000000000060
Ис­следование, посвященное развитию системного мышления в студенче­ском возрасте
Источник: (Городецкая Н.В. Развитие системного мышления студентов вуза с ис­пользованием информационных и коммуникационных технологий: Ав- тореф. дис.... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. -23 с.)
Что показывает клинический и поведенческий опыт
Клинический и повседневный опыт часто показывает неразрывную связь когниций и эмоций, это подтверждено исследованиями с помощью функциональной МРТ. Было выявлено, что именно медиальная и латеральная префронтальная кора играет ключевую роль в когнитивно-эмоциональном взаимодействии

Источник: Northoff G, Heinzel A, Bermpohl F, Niese R, Pfennig A, Pascual-Leone A,
Schlaug G. Reciprocal modulation and attenuation in the prefrontal cortex: an fMRI study on emotional-cognitive interaction. Hum Brain Mapp. 2004 Mar;21(3):202-12
Результаты исследований на тему поведенческих компетенций
Было проведено исследование, в котором выделено 10 поведенческих компетенций и проведено тестирование когнитивных навыков ведущих менеджеров большого количества разных компаний.

В результате проведенных исследований компетенции разделились на 3 группы:

- наиболее связанные с когнитивными навыками
- менее связанные с когнитивными навыками
- совсем не связанные с когнитивными навыками, или даже имеющие отрицательную взаимосвязь

Такие компетенции как создание стратегического направления и финансовая проницательность(Establishing Strategic Direction, Financial Acumen) непосредственно были взаимосвязаны с когнитивными способностями руководителей.

Источник: Sinar E. POINT OF VIEW — COGNITIVE SKILLS IN SENIOR LEADERS
Что определяет успешность человека
В последние года все больше иссследований связано с
соотношением когнитивных способностей и личностных черт, что в
значительной мере определяет успешность человека как при обучении,
так и в профессиональной деятельности. Односторонняя диагностика –
только когнитивных способностей, или только мягких навыков, не дает
возможности иметь полную картину о возможностях обучающего или
соискателя

Источник: Heckman JJ, Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour Econ. 2012 Aug 1;19(4):451-464.
Weiszbrod T. Health care leader competencies and the relevance of emotional intelligence. Health Care Manag (Frederick). 2015 Apr-Jun;34(2):140-6. doi:10.1097/HCM.0000000000000060.
Hsin, A., & Xie, Y. (2012). Hard Skills, Soft Skills: The Relative Roles of Cognitive and Non-cognitive Skills in Intergenerational Social Mobility.
Farkas, George. "Cognitive Skills and Noncognitive Traits and Behaviors in Stratification Processes." Annual Review of Sociology, vol. 29, 2003, pp. 541–562. JSTOR,
Творческое мышление
При решении творческих задач в последнее время выделяется не полушарная специфика, а наличие хорошей функциональной связи между полушариями. Отсюда логично сделать вывод, что тренинги на развитие межполушарного взаимодействия увеличат потенциал творческого мышления

Источник: Daniele Durante, David B. Dunson. Bayesian Inference and Testing of Group Differences in Brain Networks. Bayesian Analysis, 2016; DOI:10.1214/16-BA1030
Когнитивные функции - управляющие функции
Prabhakaran подчеркивал, что текучий интеллект опосредован совокупностью систем рабочей памяти, поскольку ряд областей активации коры головного мозга при решении задач соответствуют областям, участвующим в поддержании рабочей памяти

Источник: Prabhakaran, Vivek, Jennifer A. L. Smith, John E. Desmond, Gary H. Glover, and John D. E. Gabrieli. 1997. "Neural Substrates of Fluid Reasoning: An FMRI Study of Neocortical Activation during Performance of the Raven's Progressive Matrices Test." Cognitive Psychology
Социальный и эмоциональный интеллект
Лидеры, использующие метод «кнута и пряника» и активно осуществляющие контроль ошибок, а также лидеры, придерживающиеся наиболее неэффективного подхода «невмешательства», не предоставляющие обратной связи и не пытающиеся мотивировать подчиненных, понимать и удовлетворять их потребности (не-транзакционное лидерство) обладают низким эмоциональным интеллектом. Они плохо способны определять свои и чужие чувства и эмоциональные состояния, понимать, какие эмоции участвуют в принятии решений и разрешении проблем, управлять эмоциями и контролировать злость, стресс, фрустрацию, тревогу

Источник: Gardner, Lisa and Con Stough. 2002. "Examining the Relationship between Leadership and Emotional Intelligence in Senior Level Managers." Leadership & Organization Development Journal
Теоретическая и эксперименатально подтвержденная модель Rahim
Согласно теоретической и экспериментально подтвержденной модели Rahim высоко развитый социальный интеллект способствуют урегулированию конфликтов, время от времени неизбежно возникающих в организации. В данной модели социальный интеллект понимается как:

1) способность понимать социальные ситуации, в рамках которых конфликт возник: способность собрать информацию и сформулировать проблему, опирающаяся на навыки социального взаимодействия, позволяющие собрать информацию, необходимую для решения проблемы (situational awareness);
2) способность к адекватному принятию решений в ситуации конфликта, опирающаяся на знание ситуации (situational response);
3) когнитивная эмпатия, позволяющая эффективно выстраивать и поддерживать отношения в коллективе (знание того, что чувствует человек, о чем он думает, понимание его настроения; понимание чувств людей, передаваемых невербальными средствами; знание того, что человек чувствует на самом деле, даже если он скрывает это);
4) социальные навыки: знание того, что, когда и как сказать, чтобы быть понятым и способствовать выстраиванию и поддержанию позитивного взаимодействия с другими людьми, что дает возможность собирать необходимую для решения проблем информацию как внутри, так и вне компании, эффективно объяснять свое видение ситуации и ее решение

Источник: Rahim, Afzalur, Ismail Civelek, and Feng Helen Liang. 2018. "A Process Model of Social Intelligence and Problem-Solving Style for Conflict Management." International Journal of Conflict Management
Когнитивные функции - мышление
Критическую роль в способности человека к логическому мышлению играет степень развития рабочей памяти. Grossnickle показала, что уровень развития зрительно-пространственной рабочей памяти является одним из главных предикторов индивидуальных различий наглядного мышления по аналогии по результатам теста TORR (test of relational differences)
Чем обеспечивается решения задач, требующих аналитической деятельности
Prabhakaran показал, что если решение задач, требующих в большей степени исключительно зрительно- пространственного мышления, обеспечивается работой правой лобной и теменными долями правого и левого полушария, то решение задач, требующих большей аналитической деятельности, обеспечивается нейронными сетями лобных долей билатерально и теменной, затылочной и височной долями левого полушария

Источник: Prabhakaran, Vivek, Jennifer A. L. Smith, John E. Desmond, Gary H. Glover, and John D. E. Gabrieli. 1997. "Neural Substrates of Fluid Reasoning: An FMRI Study of Neocortical Activation during Performance of the Raven's Progressive Matrices Test." Cognitive Psychology
Концепция глобальной связности головного мозга
M.Cole, разрабатывающий концепцию глобальной связности головного мозга, показал, что уровень развития текучего интеллекта (матрицы Равена) определяется степенью связности как в, так и за пределами левой лобно-теменной сети, участвующей в обеспечении когнитивного контроля

Источник: Cole, Michael W., Tal Yarkoni, Grega Repovš, Alan Anticevic, and Todd S. Braver. 2012. "Global Connectivity of Prefrontal Cortex Predicts Cognitive Control and Intelligence." Journal of Neuroscience
Полушарная специфика
и различные стили мышления
Несмотря на то, что мыслительная деятельность обеспечивается
билатерально и интегративно, некоторые исследователи выделяют
полушарную специфику и различные стили мышления. Например, в
классификации Харрисон выделяется 5 стилей

Источник: Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193)
Пол Торренс
Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:

  • левополушарный, с преобладанием логики и анализа;
  • правополушарный, с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;
  • смешанный, когда то, или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;
  • интегрированный, когда оба подхода используются одновременн
Источник: Torrance E.P., Reynolds C.R., Riegel T.R., Ball O.E. Your Style of Learning
and Thinking (SOLAT). Forms A and B. – Gifted Child Quarterly. –1977. – No.
21. – Р. 564–573
Результаты исследования Masunaga
Результаты исследования Masunaga о материале Topology test (модифицированный субтест теста интеллекта Кеттела) согласуются с вышеприведенным исследованием в том, что решение подобных задач требует вовлеченности лобных и теменных долей билатерально

Источник: Masunaga, Hiromi, Ryuta Kawashima, John L. Horn, Yuko Sassa, and Atsushi Sekiguchi. 2008. "Neural Substrates of the Topology Test to Measure Fluid Reasoning: An FMRI Study." Intelligence
Стили мышления
Важно понимать, что это только стили мышления и они не отражают напрямую развитие или активность того, или иного полушария в процессе решения задач. Так, например при решении творческих задач, в последнее время выделяется не полушарная специфика, а наличие хорошей функциональной связи между полушариями

Источник: "Daniele Durante, David B. Dunson. Bayesian Inference and Testing of
Group Differences in Brain Networks. Bayesian Analysis, 2016; DOI: 10.1214/16-BA1030"
Эффективность когнитивного тренинга
Эффективность когнитивного тренинга подтверждена с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии покоя (resting-state functional connectivity (rsFC)) у пациентов с хронической лёгкой черепно-мозговой травмой

Источник: Han K, Chapman SB, Krawczyk DC. Neuroplasticity of cognitive control networks following cognitive training for chronic traumatic brain injury. Neuroimage Clin. 2018;18:262–278. Published 2018 Jan 31. doi:10.1016/j.nicl.2018.01.030
Эффективность когнитивной тренировки показана у пожилых людей
Источник: Deng L, Cheng Y, Cao X, Feng W, Zhu H, Jiang L, Wu W, Tong S, Sun J, Li C. The effect of cognitive training on the brain's local connectivity organization in healthy older adults. Sci Rep. 2019 Jun 21;9(1):9033. doi: 10.1038/s41598-019-45463-x. PMID: 31227777; PMCID: PMC6588690

Когнитивная тренировка в домашних условиях
В исследовании показано, что когнитивная тренировка в домашних условиях и когнитивно бихевиоральная терапия приводят к регрессу депрессивных состояний и изменениям в управляющих функциях, в структурах префронтальной коры у пациентов с легкими когнитивными нарушениями

Источник: Park J, Kim SE, Kim EJ, Lee BI, Jeong JH, Na HR, Choi SH, Kang DY, Park KW. Effect of 12-week home-based cognitive training on cognitive function and brain metabolism in patients with amnestic mild cognitive impairment. Clin Interv Aging. 2019 Jun 28;14:1167-1175. doi: 10.2147/CIA.S200269. PMID: 31303750; PMCID: PMC6610290
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ И ПИОНЕРЫ
Итальянский нейробиолог, лауреат Нобелевской премии по
физиологии и медицине 1986 года, которую она получила вместе со Стэнли Коэном за открытие фактора роста, в частности, NGF и некоторых других факторов роста тканей. NGF стал использоваться для восстановления поврежденных нервов, а EGF – для улучшения эффективности пересадок кожи. Это были только первые скромные шажки в огромный и непознаваемый мир молекулярной регуляции развития тканей организма.
Рита Леви-Монтальчин
Нидерландский врач-патолог, который первый высказал гениальное предположение: люди болеют не потому, что в очищенном рисе есть что-то токсичное, а потому, что в нём нет чего-то, что необходимого для жизни. Эта мысль была абсолютно революционной. Это привело к открытию нового класса важнейших веществ - витаминов.
Христиа́н Э́йкман
Русский учёный, физиолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904) «за работу по физиологии пищеварения». Открыл возможность нервной системы адаптироваться, специализируя функциональное назначение нервных систем под воздействием раздражителя или стимула. Это открытие позволяет осознать как мозг и нервная система способна самообучаться в течении жизни.
Иван Павлов
Вместе с Дэвидом Хьюбелом объяснил, что мозг развивается по иерархическому принципу: «основные» способности предоставляют фундамент, на котором выстраиваются более сложные. Неполучение «простого» навыка имеет далеко идущие последствия, потому что вероятное освоение нового становится все труднее и труднее.
Торстен Визелем
Канадский и американский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1981 год «За открытия, касающиеся принципов переработки информации в нейронных структурах». Вместе с Торстеном Визелем объяснил как нейропластичность способствует накоплению опыта, словарного запаса, навыков общения и социальных коммуникаций, а также обеспечивает основу для функциональной адаптации, социального, эмоционального и когнитивного развития.
Дэвид Хьюбелом
Американский психиатр, нейробиолог и профессор биохимии.
Открыл, что если заблокировать синтез белков в нервной системе, исчезает долговременная память. Кандел и его сотрудники показали основные компоненты молекулярного каскада формирования памяти. Универсальность роли медленной синаптической передачи в формировании памяти открывает новые возможности биохимической коррекции нарушенной памяти у человека.
Эрик Кандел
СОХРАНИТЕ СЕБЕ СТРАНИЦУ И ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ
ПОДЕЛИТЬСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ
ПОДЕЛИТЬСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ