Клинический и повседневный опыт часто показывает неразрывную связь когниций и эмоций, это подтверждено исследованиями с помощью функциональной МРТ. Было выявлено, что именно медиальная и латеральная префронтальная кора играет ключевую роль в когнитивно-эмоциональном взаимодействии
Источник: Northoff G, Heinzel A, Bermpohl F, Niese R, Pfennig A, Pascual-Leone A,
Schlaug G. Reciprocal modulation and attenuation in the prefrontal cortex: an fMRI study on emotional-cognitive interaction. Hum Brain Mapp. 2004 Mar;21(3):202-12
Было проведено исследование, в котором выделено 10 поведенческих компетенций и проведено тестирование когнитивных навыков ведущих менеджеров большого количества разных компаний.
В результате проведенных исследований компетенции разделились на 3 группы:
- наиболее связанные с когнитивными навыками
- менее связанные с когнитивными навыками
- совсем не связанные с когнитивными навыками, или даже имеющие отрицательную взаимосвязь
Такие компетенции как создание стратегического направления
и финансовая проницательность(Establishing Strategic Direction, Financial Acumen) непосредственно были взаимосвязаны
с когнитивными способностями руководителей.
Источник: Sinar E. POINT OF VIEW — COGNITIVE SKILLS IN SENIOR LEADERS
В последние года все больше иссследований связано с
соотношением когнитивных способностей и личностных черт, что в
значительной мере определяет успешность человека как при обучении,
так и в профессиональной деятельности. Односторонняя диагностика –
только когнитивных способностей, или только мягких навыков, не дает
возможности иметь полную картину о возможностях обучающего или
соискателя
Источник: Heckman JJ, Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour Econ. 2012 Aug 1;19(4):451-464.
Weiszbrod T. Health care leader competencies and the relevance of emotional intelligence. Health Care Manag (Frederick). 2015 Apr-Jun;34(2):140-6. doi:10.1097/HCM.0000000000000060.
Hsin, A., & Xie, Y. (2012). Hard Skills, Soft Skills: The Relative Roles of Cognitive and Non-cognitive Skills in Intergenerational Social Mobility.
Farkas, George. "Cognitive Skills and Noncognitive Traits and Behaviors in Stratification Processes." Annual Review of Sociology, vol. 29, 2003, pp. 541–562. JSTOR,
Источник: Daniele Durante, David B. Dunson. Bayesian Inference and Testing of Group Differences in Brain Networks. Bayesian Analysis, 2016; DOI:10.1214/16-BA1030
Prabhakaran подчеркивал, что текучий интеллект опосредован совокупностью систем рабочей памяти, поскольку ряд областей активации коры головного мозга при решении задач соответствуют областям, участвующим в поддержании рабочей памяти
Источник: Prabhakaran, Vivek, Jennifer A. L. Smith, John E. Desmond, Gary H. Glover, and John D. E. Gabrieli. 1997. "Neural Substrates of Fluid Reasoning: An FMRI Study of Neocortical Activation during Performance of the Raven's Progressive Matrices Test." Cognitive Psychology
Лидеры, использующие метод «кнута
и пряника» и активно осуществляющие контроль ошибок, а также лидеры, придерживающиеся наиболее неэффективного подхода «невмешательства», не предоставляющие обратной связи и не пытающиеся мотивировать подчиненных, понимать
и удовлетворять их потребности (не-транзакционное лидерство) обладают низким эмоциональным интеллектом. Они плохо способны определять свои
и чужие чувства и эмоциональные состояния, понимать, какие эмоции участвуют в принятии решений и разрешении проблем, управлять эмоциями и контролировать злость, стресс, фрустрацию, тревогу
Что показывает клинический и поведенческий опыт
Результаты исследований на тему поведенческих компетенций
Что определяет успешность человека
Когнитивные функции - управляющие функции
Источник: Gardner, Lisa and Con Stough. 2002. "Examining the Relationship between Leadership and Emotional Intelligence in Senior Level Managers." Leadership & Organization Development Journal
При решении творческих задач
в последнее время выделяется
не полушарная специфика, а наличие хорошей функциональной связи между полушариями. Отсюда логично сделать вывод, что тренинги на развитие межполушарного взаимодействия увеличат потенциал творческого мышления
Социальный
и эмоциональный интеллект
Согласно теоретической
и экспериментально подтвержденной модели Rahim высоко развитый социальный интеллект способствуют урегулированию конфликтов, время
от времени неизбежно возникающих
в организации. В данной модели социальный интеллект понимается как:
1) способность понимать социальные ситуации, в рамках которых конфликт возник: способность собрать информацию и сформулировать проблему, опирающаяся на навыки социального взаимодействия, позволяющие собрать информацию, необходимую для решения проблемы (situational awareness);
2) способность к адекватному принятию решений в ситуации конфликта, опирающаяся на знание ситуации (situational response);
3) когнитивная эмпатия, позволяющая эффективно выстраивать и поддерживать отношения в коллективе (знание того, что чувствует человек, о чем он думает, понимание его настроения; понимание чувств людей, передаваемых невербальными средствами; знание того, что человек чувствует на самом деле, даже если он скрывает это);
4) социальные навыки: знание того, что, когда и как сказать, чтобы быть понятым и способствовать выстраиванию и поддержанию позитивного взаимодействия с другими людьми, что дает возможность собирать необходимую для решения проблем информацию как внутри, так и вне компании, эффективно объяснять свое видение ситуации и ее решение
Источник: Rahim, Afzalur, Ismail Civelek, and Feng Helen Liang. 2018. "A Process Model of Social Intelligence and Problem-Solving Style for Conflict Management." International Journal of Conflict Management
Критическую роль в способности человека к логическому мышлению играет степень развития рабочей памяти. Grossnickle показала, что уровень развития зрительно-пространственной рабочей памяти является одним из главных предикторов индивидуальных различий наглядного мышления по аналогии по результатам теста TORR (test of relational differences)
M.Cole, разрабатывающий концепцию глобальной связности головного мозга, показал, что уровень развития текучего интеллекта (матрицы Равена) определяется степенью связности как в, так и за пределами левой лобно-теменной сети, участвующей в обеспечении когнитивного контроля
Источник: Cole, Michael W., Tal Yarkoni, Grega Repovš, Alan Anticevic, and Todd S. Braver. 2012. "Global Connectivity of Prefrontal Cortex Predicts Cognitive Control and Intelligence." Journal of Neuroscience
Источник: Prabhakaran, Vivek, Jennifer A. L. Smith, John E. Desmond, Gary H. Glover, and John D. E. Gabrieli. 1997. "Neural Substrates of Fluid Reasoning: An FMRI Study of Neocortical Activation during Performance of the Raven's Progressive Matrices Test." Cognitive Psychology
Результаты исследования Masunaga
о материале Topology test (модифицированный субтест теста интеллекта Кеттела) согласуются
с вышеприведенным исследованием
в том, что решение подобных задач требует вовлеченности лобных
и теменных долей билатерально
Источник: Masunaga, Hiromi, Ryuta Kawashima, John L. Horn, Yuko Sassa, and Atsushi Sekiguchi. 2008. "Neural Substrates of the Topology Test to Measure Fluid Reasoning: An FMRI Study." Intelligence
Несмотря на то, что мыслительная деятельность обеспечивается
билатерально и интегративно, некоторые исследователи выделяют
полушарную специфику и различные стили мышления. Например, в
классификации Харрисон выделяется 5 стилей
Теоретическая и эксперименатально подтвержденная модель Rahim
Когнитивные функции - мышление
Концепция глобальной связности головного мозга
Чем обеспечивается решения задач, требующих аналитической деятельности
Результаты исследования Masunaga
Источник: Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193)
Prabhakaran показал, что если решение задач, требующих в большей степени исключительно зрительно- пространственного мышления, обеспечивается работой правой лобной и теменными долями правого и левого полушария, то решение задач, требующих большей аналитической деятельности, обеспечивается нейронными сетями лобных долей билатерально и теменной, затылочной и височной долями левого полушария
Полушарная специфика
и различные стили мышления
Источник: Torrance E.P., Reynolds C.R., Riegel T.R., Ball O.E. Your Style of Learning
and Thinking (SOLAT). Forms A and B. – Gifted Child Quarterly. –1977. – No.
21. – Р. 564–573
Важно понимать, что это только стили мышления и они не отражают напрямую развитие или активность того, или иного полушария в процессе решения задач. Так, например при решении творческих задач, в последнее время выделяется не полушарная специфика, а наличие хорошей функциональной связи между полушариями
Источник: "Daniele Durante, David B. Dunson. Bayesian Inference and Testing of
Group Differences in Brain Networks. Bayesian Analysis, 2016; DOI: 10.1214/16-BA1030"
Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:
- левополушарный, с преобладанием логики и анализа;
- правополушарный, с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;
- смешанный, когда то, или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;
- интегрированный, когда оба подхода используются одновременно