ЧТО ДАЕТ ГРУППОВАЯ РАБОТА С КУРАТОРОМ?
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ МОЗГА MYBRAIN

Один раз в месяц мы присылаем статьи на почту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Специалисты нашей команды знают, что любые нововведения, направленные на улучшение качества жизни, требуют силы воли. И если в начале пути человек на здоровом оптимизме уверенно идет сам, то через некоторое время обязательно возникают дни, в которых необходимо, чтобы тебя кто-то подтолкнул.

Поэтому создавая курс развития мозга MYBRAIN, одной из важнейших задач стало - дать надежное ощущение присутствия специалиста рядом, чтобы не оставлять человека один на один с новой порцией знаний, а предоставить возможность уточнить и проработать непонятный вопрос, заручиться поддержкой, почувствовать дополнительную мотивацию.

Именно с этой целью, чтобы перевести рекомендации и упражнения в привычку, а затем привычку в навык, в комплексной программе развития мозга MYBRAIN предусмотрена работа с профессиональными кураторами с большим опытом работы в бизнесе и личном коучинге.
СЕЙЧАС С НАШИМИ УЧАСТНИКАМИ РАБОТАЮТ:
АРТЕМ АЛЕХИН - сертифицированный коуч ICF, фасилитатор, бизнес-тренер, имеющий опыт руководства программами Центра развития цифровых компетенций в Корпоративной академии Росатома, обучения и развития тренеров Nokia, а также внедрения системы онлайн-обучения в Microsoft Mobile.

ТАТЬЯНА СУВОРОВА - фасилитатор, гештальт-терапевт, бизнес-тренер, коуч ICF, за ее плечами опыт корпоративного тренерства в Билайн, МТС и других крупных корпорациях.
Задача кураторов - создать условия, позволяющие эффективно пройти путь программы и максимально интегрировать все полученные рычаги и инструменты в обычный ритм жизни.

Нам часто задают вопросы, касающиеся работы с куратором в группе, Татьяна Суворова и Артем Алехин ответили на самые популярные:
1. КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧКИ, А ЗАТЕМ НАВЫКА У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ?
АРТЕМ: Мне нравится формула "Мысль → Действие → Привычка (Навык) → Судьба». Все начинается с Мысли, когда человек осознает важность совершения определенного действия и, с другой стороны, отсутствие необходимых у него для этого действия умений.

Представьте, что вам предлагают работу мечты с условием переезда в Китай (или любую другую страну по вашему выбору) при условии свободного общения на китайском языке. А сейчас вы даже не знаете китайский алфавит.

Эта мысль правильно "упакованная" формирует достаточный уровень мотивации для совершения Действий. Если цель переезда в Китай - действительно "ваша", то вы формируете план действий и начинаете учить китайский язык. Начиная с алфавита.

Сохраняя мотивацию и повторяя действия регулярно, человек постепенно создает Привычку, т.е. выработанную программу поведения, повторяемую изо дня в день. И с течением времени его действия доходят до автоматизма, что говорит о формировании соответствующего Навыка.

В процессе обучения вам может быть сложно, но с течением времени вы привыкаете общаться на изучаемом вами языке. А затем вдруг замечаете, что не только понимаете китайские новости, которые мельком слушаете по телевизору, но ваш мозг автоматически отвечает на вопрос на китайском языке. Поздравляем - у вас новый навык!

ТАТЬЯНА: Сначала человек осознаёт, что ему не хватает в жизни какого-то навыка, он анализирует свои жизненные ситуации и видит «белые пятна», затем начинает искать информацию в книгах, тренингах, в разговорах с интересными людьми. После пробует сам и разочаровывается, что не срабатывает с первого раза, забрасывает, или усилием воли продолжает пробовать ещё и ещё, и спустя 10-20 повторений получается.

Это значит, появилась привычка, и здесь снова хочется все бросить, оказавшись в иллюзии, что я всему научился, но нет, ПРИВЫЧКА И НАВЫК ОТЛИЧАЮТСЯ СТАБИЛЬНОСТЬЮ. Навык- это непроизвольное действие, когда мы делаем, потому что это уже часть нас.
2. КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО РЕШИТЬ НА СЕССИИ?
АРТЕМ: Вопросы - это основные инструменты, с помощью которых происходит групповая работа на сессиях. Ключевые вопросы, на которые мы ищем ответы в процессе обсуждения практик: «В чем ценность для меня лично от внедрения данной практики?»; «Как я могу интегрировать это упражнение в свою жизнь?»; «Какое время является наилучшим для реализации данной практики?»

Помимо этого, в ходе групповых сессий мы рефлексируем с помощью следующих вопросов: «Насколько мои действия продвигают меня к цели?»; «Чего я достиг за этот период?»; «Что было сложно и что поддерживало меня на моем пути?»; «Какие основные выводы я для себя делаю?»

ТАТЬЯНА: Основные вопросы: «Для чего мне делать то или иное упражнение?»; «Как именно это упражнение может отразиться на моей жизни?»; «Каким способом и когда внедрять привычку?»; «Как можно преодолеть сложности на пути развития?»
3. КАКИЕ ПЛЮСЫ И СЛОЖНОСТИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ,
НАПРАВЛЕННОМ НА ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ?
АРТЕМ: Наилучшая среда для формирования новых привычек - это пространство, в котором честно и открыто обсуждаются те же вопросы, которые волнуют вас. Первое преимущество групповой работы связано с тем, что в процессе взаимодействия множества людей с разнообразными взглядами и при этом объединенных похожими целями, рождается богатство мнений и происходит "переопыление открытиями". Кроме этого, в такой групповой работе участники получают высокую степень поддержки от команды, что позволяет поддерживать мотивацию на необходимом уровне в процессе формирования новых привычек.

Сложности групповой работы - это динамика в группе, когда происходит формирование команды, выработка формата взаимодействия и ролей. Но мы понимаем, что это - естественный процесс и сопровождаем группы максимально бережно, особенно в самом начале взаимодействия.

ТАТЬЯНА: Плюсы в нашей природной потребности быть частью стаи, где разделяют похожие взгляды. Группа позволяет чувствовать безопасность и «нормальность» на тернистом пути изменений. Команда - это обмен опытом и поддержка. Одному всегда сложнее справляться с препятствиями.

Сложности на первом этапе - важно выделить время, подходящее для всех и пережить этап «притирки», но это временное явление.
4. КАКОЙ РАЗМЕР ГРУППЫ ОПТИМАЛЕН ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ?
Photograph: Jonas Jacobsson / Unsplash
АРТЕМ: Это зависит от форматов групповой работы. В рамках нашей программы мы организуем взаимодействие участников с помощью сессий, в которых принимают участие 3-4 человека, и в формате работы групп, состоящих из 10-12 участников.

ТАТЬЯНА: 10-12 человек.
5. ЧТО НА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ДЕЙСТВУЕТ ЛУЧШЕ, ЧТО ДЛЯ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ
РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ В ОБУЧЕНИИ?
Photograph: Gaelle Marcel / Unsplash
АРТЕМ: При обучении взрослых ключевым является подход, признающий ведущую роль в процессе обучения самого участника. Мы в процессе курса:
• Даем информацию обо всех предстоящих активностях программы, отвечая на вопросы: «Почему это важно?» «Как это будет происходить?»
• Даем участникам возможность самостоятельно учиться, взаимодействовать друг с другом и обеспечиваем им возможность самим принимать решение о своих целях
• Обеспечиваем обучение через опыт и его обсуждение
• Поддерживаем мотивацию и поддержку в процессе обучения

ТАТЬЯНА: Оперативность в ответах на вопросы, экспертность и глубина, индивидуальный подход, последовательность обучения.
6. ЧТО ПРОИСХОДИТ В СЛУЧАЕ, КОГДА В ГРУППЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТЕ, КТО БЫСТРЕЕ ОСВАИВАЕТ МАТЕРИАЛ,
И ТЕ, КТО НАЧИНАЕТ ОТСТАВАТЬ В СИЛУ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН? ИЛИ ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ?
АРТЕМ: Все участники имеют разные подходы, скорость обучения - и в этом кроется ценность групповой работы. В процессе взаимодействия происходит "переопыление опытом". Те участники, которые быстрее освоили материал и конкретные практики, помогают другим и, что важно, себе увидеть новые возможности и способы внедрения привычек в свою жизнь.

ТАТЬЯНА: Тот, кто быстрее осваивает материал становится поддержкой для команды и делится опытом. Обычно возможность наставничества и передачи опыта повышает мотивацию продолжать в том же темпе.

Конфликт - это отличный материал для анализа в каком направлении и как двигаться дальше каждому участнику.
Для тех, кто не успевает, всегда есть индивидуальный формат обучения и поддержка куратора и всей команды, совсем отстать невозможно, вся система построена таким образом, что каждый рано или поздно начинает действовать.
8. У ВАС БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ НАСТРОЕН
КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ/СКЕПТИЧЕСКИ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ, И ПОТОМ ЕГО МНЕНИЕ РЕЗКО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Photograph: lee Scott / Unsplash
АРТЕМ: Иногда мы можем наблюдать такое поведение и оно связано с негативным предыдущим опытом участника или низким уровнем доверия на начальном этапе групповой работы. Поэтому в программе мы уделяем много внимания определению формата командного взаимодействия. Любой участник группы может предложить свой принцип "жизни команды" или заблокировать принятие конкретного пункта, который для него является "неэкологичным". Ключевыми подходами, которые предлагаем мы в самом начале командной работы, являются Доверие и Конфиденциальность.

Помимо этого, на каждом этапе мы оцениваем ценность групповой работы для каждого участника и позволяем ему самому увидеть преимущества такого формата работы.

ТАТЬЯНА: После разговора тет-а-тет.
9. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО НЕГАТИВНЫЙ НАСТРОЙ НА ГРУППОВУЮ РАБОТУ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАН
С "НЕГИБКОЙ" СИСТЕМОЙ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Photograph: Akshay Chauhan / Unsplash
АРТЕМ: Я связываю это с "помехами", которые нам подкидывает, внимание - сам мозг. Дело в том, что он заботится о бережном расходовании энергии. А внедрение новых привычек и, соответственно, формирование новых нейронных связей - это трудозатратный процесс. Поэтому когда кто-то пытается изменить свою жизнь - мозг этому тайно сопротивляется, подкидывая такие мысли как: "Это слишком сложно/просто", "Я и так красавчик/умница", "Мне такой формат работы/групповой работы не походит/не нравится"

Чтобы справиться с этим эффектом, мы регулярно предлагаем нашим участникам открыть свои цели и оценить, как то или иное действие способствует их достижению. В том числе и помехи, которые могут возникать.

ТАТЬЯНА: Частично да, при этом все исследования о мозге подтверждают, насколько неповоротлив и трудозатратен наш мозг в период освоения нового, какой он жадный на растраты энергии для нового. Скорее, я связываю негативный настрой с низкой мотивацией развиваться, раздутым «эго» («я все знаю») и физиологией ленивого мозга.
10. КАК СПРАВИТЬСЯ С ОТСУСТВИЕМ МОТИВАЦИИ?
Photograph: lee Scott / Unsplash
АРТЕМ: Мотивация - это прежде всего внутренний процесс и выбор человека. Мы со своей стороны организуем процесс обучения и развития так, чтобы наилучшим образом поддержать каждого участника.

ТАТЬЯНА: Можно оставить все так, как есть. Говорят, что мотивация - это выдуманное, но всегда есть выбор и решение взрослого человека: развиваться или нет.
11. ЕСЛИ БЫ ВЫ СОЗДАВАЛИ ФОРМУЛУ УСПЕХА ЛЮБОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ,
ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ ОНА БЫ СОСТОЯЛА?
Photograph: Ryoji Iwata / Unsplash

ТАТЬЯНА: Доверие программе и команде, формулирование ясной цели, внутренний контракт с самим собой, выбор времени и места для занятий, тотальная активность и вовлечённость в групповой работе.

АРТЕМ: Ответ Тани прекрасен. Могу его только процитировать: "Доверие программе и команде, формулирование ясной цели, внутренний контракт с самим собой, выбор времени и места для обучения, тотальная активность и вовлеченность в групповую работу".
12. У ВАС ОГРОМНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ, ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ТЕМ,
КТО ХОЧЕТ НАЧАТЬ ЛЮБОЙ КУРС, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ И Т.Д.
Photograph:l Perry Grone / Unsplash
АРТЕМ: Правильно организовать собственную "мыследеятельность". Для этого важно честно ответить на некоторые вопросы (лучше даже - записать ответы на эти вопросы):
• Чего я хочу добиться в ближайшие 1-3 года (зависит от вашего горизонта планирования)?
• Как эта программа помогает реализовать мои цели?
• Какие ресурсы (средства, время и пр.) я готов в это инвестировать?
• Если вы нашли ответы на все свои вопросы, сказать самому себе фразу первого космонавта Земли: "Поехали!"

ТАТЬЯНА: Проанализировать свою жизнь и ответить на 2 вопроса:
• Что я хочу изменить в своей жизни с помощью этого курса?
• Какие усилия (время, деньги, трудозатраты) я готов прикладывать?
Принять решение и начать действовать!

Навык - это уже часть нас.
УПРАВЛЯЙ МОЗГОМ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ
СОХРАНИТЕ СЕБЕ СТРАНИЦУ И ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ
ЕЩЕ СТАТЬИ